|
Среди
городов Верхнего Поволжья Кострома занимает одно из ведущих мест - и
в силу исторической значимости и как крупный художественный центр,
создавший оригинальную и влиятельную архитектурную школу. Основанная
в 1152 году, вместе со страной пережившая лихолетье чужеземных
набегов, она не раз горела, возрождалась, выгорала вновь, пока не
получив в1784 году регулярную веерную планировку, начала становиться
каменной. Эпоха классицизма (конец XVIII - первая треть XIX веков) -
время архитектурного расцвета Костромы. В это время возник
знаменитый административно-торговый центр города - с Торговыми
рядами, Каланчой, Гауптвахтой, оформившими Сусанинскую площадь, с
лучами радиальных улиц, ориентированных на ее центр. Множество
церквей, больших и малых, украшали город и с вертикалями своих
колоколен служили ориентирами в перспективе улиц и площадей. Но
истинной доминантой древнего города, и градостроительной и
художественной, был кремль, обращенный главным фасадом на Волгу. Он
стал эмблемой Костромы. Строившийся на протяжении трех столетий (XVI
- XIX века), он включал древний Успенский собор (XVI в.) и собор
Богоявленский, построенный гениальным зодчим - Степаном Андреевичем
Воротиловым на излете эпохи барокко при переходе к классицизму.
Чудом Собора, вызвавшим потрясение уже у современников, была
грандиозная и в тоже время изящная колокольня. При своей 30-саженной
высоте (64 м.) она стала ориентиром для проплывающих по Волге судов.
Вплоть до роковых событий 1917 года, Кострома по праву считалась
одним из красивейших городов России. Что произошло дальше?
Большинство костромских храмов были разрушены в 1930-е годы.
Соборный ансамбль Костромского Кремля варварски взорван в одну из
июньских ночей 1934 года. Прошло 70 лет. Многое изменилось. Меняются
и люди. В обществе пробуждается чувство за содеянное, желание
вернуть былую славу Росси, ее утраченную красоту. Проект воссоздания
ансамбля Костромского Кремля выполнен на рубеже 80-90-х годов XX
века на основе чертежей середины XIX века, обмеров 1934 года и
многочисленных натурных фотографий начала XX века. Авторами проекта
являются архитекторы-реставраторы: Васильев Л.С. Чернов А.П. Нечаев
А.П. Матросова Л.П. Главный архитектор проекта:
Л.С. Васильев
|
Copyright(c) 2004. KSAA. |